Николай Чудотворец

ГлавнаяЖитиеЧудесаИконыМолитвыРазное

                                         Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...


22 мая - перенесение мощей Святителя Николая в Бари
(верование церкви в ходатайство святых есть несомненная истина)

 


22 мая – праздник перенесения мощей святителя Христова и чудотворца Николая из Ликийского города Миры, находящегося в Малой Азии, в апулийский город Бари, область южной Италии.
Святитель Христов Николай скончался в Ликийском городе Мирах 19 декабря 342 г., и его тело с честью погребено было в соборном Мирликийском храме, в котором он приносил бескровную жертву и свои молитвы о спасении своем и своей паствы. Честные мощи его почивали там в продолжение 744 лет. В 1086 г. турки-магометане, при нападении на малоазийские области Греции, овладели Ликией, город Миры разорили, и христиане мирликийские свое дорогое сокровище - мощи угодника Божия Николая - принуждены были сокрыть под землей. Но вот, по воле Господней, святитель Николай является в ночном видении одному благочестивому священнику, жившему в апулийском городе Бари, и говорит ему: “Ступай, скажи духовенству и народу, чтобы взяли мои мощи из Мир Ликийских и перенесли в здешний город”. Обрадованные граждане и духовенство избрали знатнейших между ними мужей и с несколькими священниками отправили их на кораблях в Миры Ликийские. Посланные мужи прибыли в Миры, и там, в одной церкви, по сказанию черноризцев, обрели в земле гроб с мощами святителя, наполненный благоухающим миром; они беспрепятственно взяли его и с благоговением перенесли на свой корабль. С этим драгоценным приобретением отправились они из Мир Ликииских в обратное плавание в 24 день апреля, и благополучно возвратились в город Бари 22 мая 1087 года. Жители города с радостью встретили мощи святителя Николая и перенесли их в храм св. Иоанна Предтечи. Благодарные баряне построили во имя святителя угодника Божия Николая великолепный каменный храм, и в третий год после перенесения мощей из Мир, также 22 мая, с честью и торжеством, в новом серебряном, позлащенном гробе перенесли их из храма Предтечева в новосозданный храм и положили в святом алтаре, где они и доныне почивают.
В честь празднуемого ныне святителя, великого заступника нашего пред Богом, а вместе и для большего укрепления нашей веры в ходатайство за нас святых небожителей побеседуем ныне о веровании Святой Церкви в ходатайство за нас святых.
Те, кои не верят ходатайству за нас святых угодников Божиих, рассуждают так: чтобы святые могли ходатайствовать за нас пред Богом и подать нам потребную помощь, для этого они должны иметь общение с нами и знать все наши нужды; но какое может быть общение между ними и нами, жителями двух различных миров? Как они могут знать все наши нужды, не быв всеведущи и вездесущи? Да и для чего их ходатайство за нас, когда преблагой Бог Сам знает и делает все, что нужно для нашего блага? Вот что говорят неверующие в ходатайство святых.
Согласны, что праведники, окончившие земное поприще, обитают ныне в другом мире, который мы, в отличие от нашего, называем горним и духовным. Но между духовным и нашим миром, как между различными областями единого царства, необходимо должно быть общение. В мире Божием, как в стройном здании премудрого художника, ни в чем нет разрыва, но во всем удивительная связь. Посмотрите на то, что мы ясно можем видеть телесными очами, - посмотрите на землю, наполненную различными тварями, взгляните на небо, усеянное множеством светящихся тел, называемых звездами; земные творения, отличаясь одни от других видом и качествами, составляют как бы особенные царства природы, а небесные тела, по своему объему и положению во вселенной, образуют как бы отдельные миры; но, кто хотя несколько сведущ в естественных науках, тот знает, что эти царства и миры, при всей видимой их отдельности, находятся в тесной связи между собою и взаимно действуют друг на друга. Не должно ли после этого допустить, что и духовный мир находится в некоем общении с нашим, а жители его, т.е. ангелы и праведные души, могут иметь влияние на нас?
Эту мысль, допускаемую здравым разумом, внушает и Писание под символическим изображением лествицы, утвержденной от земли на небо, которую видел Иаков с восходившими и нисходившими по ней ангелами Божиими (Быт. 28, 12; сн. Ин. 1, 51); ее подтверждает и священная история, повествуя о многократных явлениях людям св. ангелов и усопших праведников (Быт. 19, 1; Ин. 20, 12). Поэтому, нам кажется, всякий здравомыслящий должен согласиться, что святые небожители имеют духовное общение с нами и могут оказывать нам помощь в нужных случаях, не только ходатайством за нас пред Богом, но и действием дарованной им благодатной силы.
Правда, они не всеведущи и не вездесущи: но это не препятствует им знать наши нужды и оказывать нам потребную помощь. Наши нужды, как ни разнообразны по своему предмету, месту и времени, однако не так сокровенны, чтобы не могли видеть и понимать их духи и души праведных, одаренные таким дивным разумением, или, лучше сказать, ясновидением, что они, по свидетельству Писания, могут зреть даже Невидимого (1 Ин. 3, 2; Мф. 5, 8). Итак, можно ли думать, чтобы такие духи, а равно и праведные души, не могли знать нужд наших и во время оказать нам свою помощь? История и слово Божие свидетельствуют, что эти души, обитая еще в дольнем - земном мире, находясь в теле, как в темнице, и на все взирая сквозь тусклые оконца чувств, нередко дивно презирали духовным своим оком, - проникали в сокровенные мысли людей, видели отдаленнейшее и созерцали имеющее последовать в веках грядущих (Деян. 5, 3-4; Цар. 5, 21-26; 6, 8-12; Дан. 7, 1-27). Поэтому судите, не с большим ли удобством они могут знать о земном, отрешившись от тела и вознесшись на небо!
Но для чего, говорят, прибегать к ходатайству святых, когда преблагой Бог Сам знает и делает все, что нужно для нашего блага? О, если судить так, то нам не только не нужно прибегать к ходатайству святых, но не должно молиться и Самому Богу: весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего (Мф. 6, 8). Между тем Спаситель говорит: просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; толцыте, и отверзется вам (Мф. 7, 7). А святой апостол заповедует нам молиться друг за друга, при том уверяет, что много может усердная молитва праведного (Иак. 5, 16). Значит, молитвы наши к Богу и святым Его при всей Его благости, готовой удовлетворять всем нашим нуждам, не только не излишни, но, напротив, весьма нужны и полезны.
Чтобы эта истина была понятнее для вас, братия, припомните, что Бог наш сколько благ и милосерд, столько же правосуден и премудр. По благости Своей Он готов даровать нам все нужное, и действительно многое дарует прежде прошения нашего (Рим. 10, 20-21); по правосудию Своему Он благоволит являть помощь Свою тем, которые достойны ее и усердно просят Его о ней, как дети Отца, выражая пред Ним чрез это и бедность свою, заслуживающую Его сострадания, и зависимость свою от Его воли, и надежду свою на Его благость; почему апостол говорит, что многие и многого не получают от Бога потому только, что не просят Его как должно (Иак. 4, 3). Впрочем, если мы будем видеть в Боге одну только благость Его, и тогда не должны думать, чтобы ходатайство святых Его было излишне и бесполезно для нас. И подлинно, если Бог так благ и милостив, что по одному милосердию Своему, без всякого прошения нашего готов удовлетворять нуждам нашим: то не паче ли Он будет милосердствовать и благотворить нам, когда Его благость будет еще возбуждаться усердными молитвами не только нашими, но и святых Его, - святых, которых Он называет возлюбленными Своими друзьями и чадами (Ин. 1, 12; 15, 14)?
Итак, будем, братия, прибегать к святым с молитвами нашими без всякого сомнения и с полной верой в действительность ходатайства их за нас пред Господом. 

 

(С сайта: http://orthodox.etel.ru/)

 


Вперёд


Главная |  Житие |  Чудеса |  Иконы |  Молитвы |  Разное

Hosted by uCoz