Николай Чудотворец

ГлавнаяЖитиеЧудесаИконыМолитвыРазное

                                         Да воскреснет Бог и расточатся врази Его...


Русские торжества в Италии (о российских паломниках в Бари, о базилике Свт. Николая, русском подворье и т.д.)

 
(С сайта: http://www.stroi.ru/)

21 мая 2002 года на аэродром итальянского города Бари, торгового порта на Адриатическом побережье, приземлился самолет авиакомпании «Газпром Авиа», совершавший чартерный рейс из Москвы с большой группой российских православных паломников. Это был всего лишь второй по счету прямой рейс в Бари, первый состоялся в декабре минувшего года. Да и аэродром в Бари тоже лишь второй раз в своей истории принимал международных гостей, прежде он, со своей короткой взлетной полосой, обслуживал лишь местные авиалинии. 
Все это стало возможным благодаря тому, что осенью прошлого года по инициативе российского православного предпринимателя А.Ю.Быкова возник Итало-российский Фонд Святителя Николая Чудотворца. 19 декабря 2001 года Фонд открыл в Бари свой офис. Теперь отделение Фонда функционирует и в Москве. 

На другой день - это был праздник Николы Вешнего, 9 мая (22 по новому стилю) - русские паломники направились в древний храм Святителя Николая, главную святыню и достопримечательность города. Праздничное богослужение у мощей святого совершали шесть архиереев Русской Православной Церкви во главе с архиепископом Симбирским и Меликесским Проклом в сослужении нескольких десятков иереев и архимандритов. Причащались все паломники - 160 человек, после службы все благоговейно прикладывались к мощам. 

А через день, 24 мая, состоялось самое яркое и самое главное событие. Через весь город двинулся из русского Никольского храма величественный крестный ход в базилику Сан Никола. Духовенство и казаки, участники нашей группы, несли на плечах семидесятикилограммовый малахитовый напрестольный крест - творение современных уральских мастеров, созданное по благословению архиепископа Екатеринбургского Викентия на средства Фонда, в дар Святителю Николаю, на его гробницу. 
«Фонд Святителя Николая, - говорит его Учредитель и Председатель Андрей Быков, - имеет своей основной задачей в России организацию любой возможной помощи Русской Православной Церкви. Для нас священники - это духовные отцы нашего народа. Сегодня их пастырское служение отягощено множеством хозяйственных забот. Давайте каждый на своем месте добиваться, чтобы священнослужители не отвлекались на мирскую суету». 
Мыслью о содействии духовенству в его пастырском служении проникнута вся деятельность Фонда - в том числе, организуемые А.Ю.Быковым дважды в год благотворительные чартерные рейсы Москва-Бари. Большинство в паломнических группах, возглавляемых авторитетными архиереями, составляет духовенство. Стоимость поездки - чисто символическая: 100 долларов для священнослужителей и членов их семей, 200 долларов для мирян. Академиям и семинариям Русской Церкви предоставляется возможность направлять бесплатно по одному лучшему ученику и преподавателю. В нашей майской поездке участвовали ректор Петербургской духовной академии епископ Константин и проректор Московской - архимандрит Макарий. 
«Мы и впредь будем поддерживать усилия по возрождению православной культуры, православной семьи и православного воспитания детей, - говорит Андрей Юрьевич. - В нашем обществе должно вновь сложиться глубокое уважение к православию - залогу духовного возрождения русского православного народа». Создатель Фонда принадлежит к числу тех молодых российских предпринимателей (А.Ю.Быкову нет еще сорока), которые обостренно чувствуют свою ответственность перед страной и народом, четко понимают место религии и Церкви в национальном самосознании, в исторических судьбах России. Его мечта - привезти в Россию для поклонения мощи Николая Чудотворца, как были недавно привезены с Афона мощи Пантелеимона Целителя. Дай Бог, чтобы надежда его сбылась. 

Никола Угодник 

...Он празднуется в году дважды: Никола Зимний, 6 (19) декабря - в память о его кончине, и Никола Вешний - 9 (22) мая, в память о перенесении мощей из города Миры Ликийские (теперешняя Турция) в Бари (Италия). Празднуется во всем мире - не только на православном Востоке, но и на католическом Западе. Календарная близость к празднику Рождества Христова привела к тому, что Санта-Клаус (Святой Николай) стал главным и любимым персонажем рождественских святок в Европе, Америке и других странах. 
Но ничто не может сравниться с популярностью Николы Угодника в православной России. На Западе его чтят в Новогодье, у нас - круглый год. Иностранцы прошлых веков обвиняли русских в «николобожии». Действительно, в одной только Москве общим счетом 60 храмов и 110 приделов из «сорока сороков» посвящены были мирликийскому чудотворцу. Один из главных столпов-приделов Покровского собора (Василия Блаженного) на Красной площади - тот, что обращен к Москве-реке, - носит имя Николы Великорецкого. «Улицей Святителя Николая» назвал в своих воспоминаниях Арбат писатель Борис Зайцев: Никола Плотник, Никола на Песках, Никола Явленный - на одной улице три церкви одному святому. 
Есть в Москве и целая Никольская улица, идущая от Никольской башни Кремля, - с Никольским монастырем и Никольскими торговыми рядами. Что говорить, любила Русь святителя, чтила как «правило веры» и «образ кротости», умевшего «смирением достичь высокого и нищетою - богатства». 
Что значит здесь, по смыслу тропаря, «правило веры» - по-гречески «канон»? Подобно тому, как царя называли в Византии «живым законом», так Николай Угодник был для верующих «живым каноном». Правилом веры и жизни - не книжным, отвлеченным, но живым, воплощенным в конкретные дела, подвиги, норму поведения. 
Народ помнил и изображал на иконах, как спас Никола от блуда дочерей разорившегося купца: подбросил тайком кошелек с деньгами. Как избавил от смерти невиновного, своей рукой остановив меч палача. Как спас однажды город от голода. Как явился во сне императору Константину, ходатайствуя об освобождении несправедливо осужденных военачальников. Как много веков спустя, в Киеве, в XI веке, спас мальчишку, тонувшего в Днепре, и положил, как ни в чем не бывало, под своей иконой в Софийском соборе... 
«Учитель Вселенной», Николай Угодник сумел стать одновременно вполне «домашним», нашим национальным святым. Как писал церковный историк A.А.Дмитриевский, «в чудном старческом лике Николы наши иконописцы умели запечатлеть отличительные черты облика зрелого русского человека, с лицом, окаймленным небольшой густой с проседью бородою, со спокойным взором, с широким челом, изборожденным легкими складками - признак глубокой думы». 
Шестнадцать с половиной веков отделяют нас от дня блаженной кончины Святителя Николая. Родившийся около 270 года в малоазийском городе Патаре, в Ликии - «Волчьей стране», тогда провинции Римской империи, он скончался 6 декабря 343 года архиепископом города Мир Ликийских. 
Материальных памятников того времени сохранилось немного. Миры (современное Демре-кале), древний ликийский город, известен в истории по «Деяниям святых апостолов». Павел на пути в Рим здесь пересаживался на идущий в Италию корабль (Деян. 27, 5).Святитель Николай занимал в этом городе епископскую кафедру уже во времена Диоклетиановых гонений, т.е. с самого начала IV века. При Диоклетиане он мужественно со своей паствой исповедал имя Христово и был заключен в темницу. В 325г., наряду с другими епископами-исповедниками, был призван императором Константином на Первый Вселенский Собор в Никею. 
В Мирах сохранился древний храм Святителя Николая и его мраморная гробница. Святитель был погребен в небольшом храме, который, считают археологи, может быть, сам он построил и освятил. Император Феодосий Младший в V в., сделав Миры столичным городом Ликии, воздвиг здесь большую базилику, криптой которой стал маленький древний храм, где положены были мощи Святителя. Здесь пребывал не оставлявший и по смерти своей паствы епископ до второй половины XI столетия. 

«Перенесение» или похищение? 

В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари и повелел, чтобы его мощи были перенесены из Мир в Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам, которые немедленно снарядили корабль, посадили на него духовенство и почетных граждан и отправили их за мощами. Посланные нашли мощи в упомянутой Феодосиевой базилике, в крипте и перенесли их на корабль. В ночь на 11 апреля корабль покинул Миры, а 9 мая прибыл, выдержав предварительно карантин, в Бари, жители которого во главе с епископом и духовенством вышли на кораблях и лодках в море для торжественной встречи святыни. После перенесения мощей Миры, почти покинутые жителями, окончательно запустели. 
...Итак, мы в Бари - по-русски в Барграде. От нестерпимой синевы Адриатики, с набережной императора Августа, сотня шагов в глубину старого города - и перед нами Сан Никола, «Латинская базилика», как называют здесь храм, где уже более девятисот лет почиют мощи великого Святителя. 
В незапамятные времена древние жители Апулии на хорошо защищенном мысу создали этот город, завоеванный Римом в III веке до Р.Х. и ставший с тех пор одним из главных адриатических портов Италии. Много веков и крови протекло с того времени Город был опустошен остготами - и завоеван Византией. Взят лангобардами - и перехвачен затем арабами, основавшими тут свой эмират. С 876 года на два века он вновь отошел к Византии - пока греков не изгнали отсюда (в 1071 г.) викинги Робера Гвискара. 
В первый период господства норманнов и произошло описанное событие, навсегда сделавшее заурядный итальянский порт одной из столиц христианства - городом Святого Николая. Несколько слов об авантюрной истории «перенесения» (чтобы не сказать «похищения») мощей из Мир Ликийских. Все участники плавания (62 моряка) поименно перечислены в соборном помяннике. На фоне того, что, по некоторым источникам, в Мирах хозяйничали с 30-х годов столетия некие «сарацины», похищение выглядело в глазах современников почти как освобождение святыни из рук неверных. Вспомним, что дело происходит всего за несколько лет до первого крестового похода. 
Кстати, говоря об апрельских - майских событиях 1087 года и вообще о почитании Святителя Николая Мирликийского в Барграде, нужно подчеркнуть, что отделение Католической Церкви от Православной только-только совершилось (в 1054 г.) и эпохальное событие это еще не было осмысленно современниками с той глубиной и резкостью, как представляется сегодня нам. 

Базилика Сан Никола 

Так или иначе, через два года по перенесении мощей по воле норманнских правителей и по благословению папы в Бари построена была специально для гробницы Святителя Николая великолепная базилика, один из лучших образцов романской архитектуры. 
...Двумя рядами коринфских колонн белокаменный храм правильно расчленен на три нефа, каждый из которых заканчивается на востоке абсидой. Здесь встречают нас уникальные образцы средневековой религиозной пластики. Главный престол в центральной абсиде отделен от нефа алтарными колоннами из бледно-розового мрамора. Такой же мраморный киворий осеняет его. Вся обстановка вполне достойна храма, посвященного имени великого поборника христианства. Как писал А.А.Дмитриевский, «иначе и быть не могло по отношению к храму, на который обращены взоры всего христианского мира, без различия вероисповеданий». Короли и королевы (в том числе польская королева Бона из миланского дома Сфорца, похороненная в алтаре базилики) много жертвовали на украшение базилики. Царь сербский Урош II в 1319 г. устроил серебряный престол в крипте над гробом Святителя. Его сын Урош III в 1327 г. пожертвовал запрестольный образ. А на средства русского Государя Николая II, после посещения им Бари, еще в бытность наследником, перемощен мраморный пол в той же крипте. 
...В архиве храма сохранилась книга почетных гостей. На одной из страниц - лаконичный автограф: «Николай. 12 ноября 1892 года». Есть в храме и икона, пожертвованная последним русским императором своему Ангелу. 
Крипта, точнее, подземная церковь, в которой находятся мощи Святителя, представляет собой наиболее древнюю часть храма, она была освящена папой Урбаном II 1 октября 1089 г. Церковь перестроена из прежнего дворца катапана - византийского губернатора Апулии. Строительство длилось два года. Пространство церкви (30 х 15 м) членится рядами 26 колонн, две из которых - редкого нумидийского мрамора, остальные греческие. Одна колонна, в углу, у подножия лестницы, окруженная железной решеткой, считается чудотворной. Верующие, прикладываясь к ней, получают исцеления от головной боли. Согласно древней легенде, колонна эта происходит из Никольского храма в Мирах Ликийских. Она сама чудесным образом приплыла из Малой Азии вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель своими руками с помощью двух ангелов водружал на место эту колонну. 
Гробница Чудотворца имеет строгую аскетическую форму (позднейшие серебряные оклады были убраны при последней реставрации). В передней части гробницы устроено полукруглое отверстие, через которое верующие приникают внутрь - приложиться к мощам. 
Мощи Николая Угодника относятся к разряду мироточивых. Это было обнаружено еще в Мирах. Когда барийские моряки вскрыли гробницу, оказалось, что глава и кости Святителя почти плавают в неизвестной таинственной жидкости. Взяв мощи, моряки постарались забрать с собой в сосудах и священную жидкость. Впоследствии ее называли по-разному: православные «елеем» или «миром», современные католики «манной святого Николая». Для удобства сбора мира дно гробницы сделано слегка покатым к центру. Подлинную жидкость, собираемую раз в год, 9 мая, вливают в большие контейнеры со святой водой, поскольку целебное миро раздается огромному числу православных и католических паломников. 

Русское подворье 

Но пришел час встретиться русской и итальянской религиозной стихии непосредственно у мощей Сан Николы. В начале нынешнего столетия у российских его почитателей возникла мысль построить для нужд русских православных паломников в Бари свой православный храм. Занялось этим Императорское Православное Палестинское Общество, которое и прежде, в ходе паломнических рейсов на Святую Землю, возило верующих в Италию, на поклон к святому Николаю. 
Совет Палестинского Общества с соизволения его Августейшего Председателя - этот пост занимала тогда Великая Княгиня Елизавета Федоровна - в январе 1911 года отправил комиссию в Бари - с поручением подыскать там место для строительства храма и русского странноприимного дома. Был приобретен удобный для строительства участок. 
12 мая 1911 года Николай II утвердил предложение Палестинского Общества и напротив той части доклада, в которой испрашивалось Высочайшее соизволение на учреждение при Палестинском Обществе специального Барградского Строительного Комитета, начертал резолюцию; «Принимаю его под свое покровительство». Разработанный великим русским архитектором, академиком А.В.Щусевым проект храма и странноприимницы (гостиницы) - в стиле новгородского XV века - также получил высочайшее одобрение. 
Торжественная закладка православного храма в Бари состоялась в четверг, 9 мая 1913 года. А год спустя, в апреле 1914 года, в Барград приезжал автор проекта академик А.А.Щусев, Ознакомившись с тем, что было сделано за год (стены обоих зданий - и церкви, и гостиницы - были уже подведены под крышу), архитектор дал последние указания - больше ему не довелось увидеть своего детища. Непосредственно стройкой руководил архитектор В.И.Субботин, пользовавшийся присланным из Петербурга макетом-моделью церкви. 
Храм Святителя Николая Мирликийского на берегу Адриатики, сложенный из местного барийского камня «карпора» (тот же вид белого известняка, из которого построена и древняя базилика), с черепичной крышей, с большой мозаичной иконой Николы Чудотворца над входом, возвращен недавно Русской Православной Церкви. Его настоятелем вот уже три года является молодой священник, историк по образованию, отец Владимир Кучумов. 
Когда он приехал с супругой в Бари (матушка Наталья, специалист по византийской истории, доцент истфака МГУ), церковь являла печальное зрелище. Зная о ее передаче Московской Патриархии, прежние хозяева, представители Зарубежной (Карловацкой) Церкви, вынесли по возможности все церковное убранство. Из нескольких десятков значащихся по описи старинных икон осталось лишь две. Пришлось начинать практически с нуля. Сейчас, трудами отца Владимира, сумевшего наладить добрые отношения и с муниципалитетом города, и с местным католическим духовенством, церкви передана и часть большого (общей площадью 10 тысяч квадратных метров) щусевского подворья - так называемые «царские палаты», предназначавшиеся в свое время для особо почетных, «августейших» паломников. 
Словом, пришло время: русские возвращаются! 

Николай Лисовой 


Вперёд


Главная |  Житие |  Чудеса |  Иконы |  Молитвы |  Разное

Hosted by uCoz